Плательщики налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) в отдельных случаях могут получать доходы, налогообложение которых вызывает много вопросов: например, различные виды целевого финансирования в т.ч. из бюджета.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. К целевым относятся, в том числе бюджетные ассигнования и субсидии.

Государство принимает различные меры для поддержки малого и среднего предпринимательства. Во многих субъектах РФ предоставляются различные виды субсидий в рамках программ поддержки малого предпринимательства. Казалось бы, такие поступления вполне логично отнести к целевым. Однако законодатель отнес к необлагаемым налогами целевым поступлениям лишь бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям, и субсидии, предоставляемые автономным учреждениям. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов. Следовательно, у получателей субсидии возникает экономическая выгода. Исходя из вышеприведенных положений, Минфин разъясняет, что субсидии от государства в рамках различных целевых программ по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства являются внереализационными доходами плательщика УСН, их надлежит включать в налогооблагаемую базу при расчете налога, в частности:
- субсидии от комитета по предпринимательству и торговле, предоставленной по договору для субсидирования затрат, связанных с реализацией программ энергосбережения и присоединения к объектам электросетевого хозяйства (письмо Минфина России от 06.04.10 N 03-11-11/91);
- субсидий, выделяемых администрацией муниципального образования на возмещение части затрат в связи с оказанием населению бытовых услуг по регулируемым тарифам в пределах средств, предусмотренных в бюджете (письмо Минфина России от 22.04.10 N 03-11-06/2/65);
- субсидий из средств городского бюджета, полученных на основании договора на возмещение затрат, связанных с размещением в официальном издании нормативно-правовых актов и иной официальной информации (письмо Минфина России от 02.02.10 N 03-11-06/2/13);
- субсидий от государства в рамках областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства (письмо Минфина России от 18.01.10 N 03-11-11/04);
- гранта из областного бюджета на создание собственного бизнеса победителю конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг (письмо Минфина России от 27.01.10 N 03-11-11/18);
- предоставления финансовой помощи от некоммерческой организации на создание и ведение собственного дела начинающим субъектам малого предпринимательства области, прошедшим соответствующий тренинг (письмо Минфина России от 08.02.10 N 03-11-11/26);
- субсидий, полученных на погашение процентов по кредиту в рамках реализации целевой программы (письмо Минфина России от 27.10.09 N 03-11-06/2/224);
- субсидий, полученных в целях возмещения затрат, связанных с содержанием планово-убыточных внутрирайонных маршрутов (письмо Минфина России от 16.10.09 N 03-11-06/2/209);
- субсидий, полученных в целях возмещения затрат по организации общественных работ, стажировки, временного трудоустройства граждан, ищущих работу (письмо Минфина России от 02.03.10 N 03-11-06/2/24);
- средств, полученных на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы независимо от источника их поступления - от головного исполнителя либо Федерального агентства по науке и инновациям (письмо УФНС по г. Москве от 12.08.09 N 16-15/082955).

По мнению Минфина РФ, средства, полученные плательщикам УСН в рамках различных программ поддержки малого бизнеса, признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения и подлежат налогообложению.

Федеральным законом от 05.04.10 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…" внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Теперь суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан, открывших собственное дело, создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных выплат. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превысит величину расходов, то разница в полном объеме включается в доходы этого налогового периода. В случае же нарушения целевых условий получения указанных выплат, поступившие суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Новыми положениями Налогового кодекса должны руководствоваться все плательщики УСН, в т.ч. у которых объектом налогообложения являются доходы, так и налогоплательщики с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (письмо Минфина России от 23.04.10 N 03-11-09/33).

Действие приведенных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года (п. 4 ст. 5 закона 41-ФЗ). Поэтому плательщикам УСН, при необходимости следует произвести перерасчет налоговой базы и подать уточненную налоговую декларацию.

2. К имуществу, полученному в рамках целевого финансирования, которое не включается в доходы при определении налоговой базы, относятся также средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов. При этом должно быть обеспечено целевое использование этих средств.

3. При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в том числе целевые поступления из бюджета. Суммы, полученные некоммерческими организациями в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении УСН при условии использования указанных взносов исключительно на содержание организации и (или) ведение ею уставной деятельности. В случае же использования членских взносов не по назначению указанные взносы надлежит включать в налогооблагаемую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Все получатели целевых средств должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, от прочих (нецелевых) поступлений и расходов.