Какие неожиданные проблемы часто подстерегают предпринимателей при заключении хозяйственных договоров?

В ходе проверок налоговые органы устанавливают, что контрагенты налогоплательщика не уплачивают в бюджет налоги, не находятся по месту регистрации или зарегистрированы по подложным документам, т.е. являются так называемыми фирмами «однодневками». Данные обстоятельства часто приводят к доначислению налогов, пени и привлечению к налоговой ответственности.

Как избежать встречи с «однодневками»?

Данная  проблема возникла давно и является серьезной как для государства, так и для налогоплательщиков, которым приходится доказывать свою добросовестность в суде.

Суть работы фирм – «однодневок» сводится к участию в цепочке хозяйственных связей, не исполняя при этом свои налоговые обязательства.

В ходе судебных разбирательств выясняется наличие необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика. Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности путем уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки. Налоговая выгода может быть признана судом необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Для исключения возможных проблем, налогоплательщику следует более тщательно подходить к выбору контрагентов, на стадии подписания договоров необходимо удостовериться, что организация (будущий контрагент): состоит на налоговом учете, действительно находится по юридическому адресу, указанному в учредительных документах, уплачивает в бюджет налоги, имеет в наличии активы и т.д.

До заключения сделок целесообразно запросить у контрагента заверенные копии следующих документов:
свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;
свидетельство о постановке на налоговый учет;
выписку из ЕГРЮЛ на дату подписания договора;
документы, подтверждающие нахождение поставщика по адресу, указанному в учредительных документах (договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение);
документы, подтверждающие полномочия лиц на подписание договоров, актов, счетов-фактур и т.п. (решение учредителя или протокол общего собрания о назначении директора, доверенность);
(по возможности) бухгалтерский баланс и справку налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом;
лицензии и свидетельства, если деятельность контрагента подлежит лицензированию или саморегулированию.
Также можно использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента, и т.п.

Следует уделять особое внимание следующим фактам: созданию организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимости участников сделок; осуществлению деятельности не по месту нахождения налогоплательщика; отсутствию активов, складских помещений, транспортных средств и др. Возможно также использовать информационные ресурсы, предлагаемые на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru): сведения из ЕГРЮЛ, адреса массовой регистрации, наличие дисквалификации руководителей.

При возникновении споров с налоговыми органами собранные документы, документально подтвержденные действия по сбору информации позволят доказать должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов и исключить отрицательные  последствия для добросовестного налогоплательщика.

Не следует также пользоваться услугами посреднических фирм, которые предлагают схемы «ухода» от налогов. Как правило, их не интересуют дальнейшие проблемы, с которыми столкнется организация. Пени, штрафы и судебные расходы в этом случае становятся серьезной проблемой неосмотрительного налогоплательщика.

Все предприниматели осуществляет деятельность на свой страх и риск, поэтому проведение вышеуказанных мероприятий позволит добросовестным налогоплательщикам избежать финансовых проблем и претензий контролирующих органов.